Нефтедобывающая компания


Внедрение автоматизированной системы трансформации и консолидации

Завершился проект по созданию автоматизированной системы трансформации и консолидации на базе программного продукта «1С: Консолидация ПРОФ». Итогом внедрения стало сокращение сроков подготовки квартальной и годовой отчетности, промежуточная квартальная отчетность сократилась до 35 дней, срок подачи годовой отчетности – до 80 календарных дней.

Рис. 1 Структурная схема архитектуры решения

Содержание:

 

Задачи внедрения

На момент внедрения предприятия группы формировали отчетность (СБО РСБУ и КФО МСФО) в программах MS Excel. В головную компанию информация передавалась по электронной почте (электронный ящик Департамента сводной корпоративной отчетности). Однако при большом количестве дочерних предприятий (24) формирование консолидированной отчетности посредством Excel имело ряд недостатков. Во-первых, невозможно было организовать работу несколькими пользователями одновременно. Что приводило к дополнительному объему работ, связанному со сбором и обработкой данных. Во-вторых, работа, в основном, производилась вручную. Вследствие чего время формирования консолидированной отчетности занимало очень много времени.

Проблема была проанализирована, в итоге было принято решение создать автоматизированную систему трансформации и консолидации (АСТИК) для подготовки РСБУ и МСФО отчетности. Перед началом проекта были поставлены следующие цели:

  • Ускорение получения финансовой отчетности.
  • Снижение трудоемкости ведения учета, как в дочерних компаниях, так и в головной компании.
  • Повышение достоверности бухгалтерских данных.

Таким образом, система должна отвечать таким требованиям, как:

  • Расширяемость системы до необходимого числа рабочих мест.
  • Непрерывное функционирование системы.
  • Наличие средств контроля и управления информационными потоками, простота администрирования.
  • Возможность просмотра действий, изменений.

Для достижения всех поставленных целей использовалось типовое решение АСТИК на базе «1С: Консолидация».

Этап «Разработка технического задания и проектных решений»

На данном этапе осуществлялся сбор и анализ информации о компаниях, входящих в состав Группы, для формирования  требований к автоматизированной системе. На основании полученных данных сформировались требования к будущей информационной системе (ИС).

Этап «Разработка системы АСТИК и ОС и НЗС»

В задачи второго этапа входили:

  1. Написание машинных кодов таких объектов, как  «Справочники», «Документы», «Журналы», «Отчеты», «Обработки» и др.
  2. Построение базы данных (создание регистров учета).
  3. Настройка миграции движения информации между распределенными базами.
  4. Разработка пользовательских интерфейсов.
  5. Настройка разграничения прав пользователей.
  6. Тестирование программы

В результате успешного тестирования программы было принято решение о вводе системы в эксплуатацию.

Этап «Ввод информационной системы в эксплуатацию»

Для ввода системы в эксплуатацию требовались определенные подготовительные работы:

1.    Подготовка персонала

  • обучение пользователей системы компаний Группы;
  • обучение системных администраторов в компаниях Группы.

2.    Подготовка объекта автоматизации к вводу ИС в действие:

  • создание пользовательской документации;
  • внедрение классификаторов информации
  • загрузка информации в базу данных (в том числе перенос начальных данных из существующих информационных систем) и проверка системы ввода данных;
  • комплексная наладка всех средств системы.

Результаты

В системе автоматизированы все основные механизмы трансформации и консолидации отчетности:

  • Трансформационные поправки (МСФО).
  • Консолидационные поправки (МСФО, РСБУ), включая элиминацию внутригрупповых оборотов и остатков.
  • Формирование основных форм отчетностей.

В результате внедрения системы компания ОАО НК «Русснефть» получила следующие преимущества:

  • Работа множества пользователей одновременно.
  • Обмен информацией с внешним (не интегрированным в систему) программным обеспечением.
  • Детализация и консолидация получаемой информации.
  • Ведение журнала событий при работе пользователей в учетной системе.
  • Удобный контроль над процессом консолидации.

Таким образом, создание автоматизированной системы трансформации и консолидации привело к тому, что значительно повысилось качество отчетности за счет получения полной и достоверной информации о деятельности каждого предприятия группы. Кроме того, удалось добиться изначально поставленной цели: сократить сроки подготовки консолидированной отчетности.

Комментарии от участников проекта

Илья Шихов, руководитель проекта: «Для того чтобы повысить качество подготовки консолидированной отчетности, мы, прежде всего, оптимизировали и автоматизировали процессы сбора информации, получаемой от дочерних предприятий компании-заказчика. Сейчас мы имеем полноценную автоматизированную систему трансформации и консолидации, которая позволила снизить сроки подготовки финансовой отчетности на треть».